Ученые нашли в Гренландии следы античного «солнечного апокалипсиса»

МОСКВА, 11 мар — РИА Новости. Геологи нашли во льдах Гренландии следы мощнейшей вспышки на Солнце, произошедшей примерно в 660 году до нашей эры. Она могла бы вызывать коллапс цивилизации, если бы произошла в нашу эпоху, говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Источник: NASA

«Если бы эта буря случилась сейчас, то у нее были бы самые серьезные последствия. Наше открытие показывает, что вероятность появления подобных вспышек сегодня сильно недооценивается. Все это говорит о том, что мы должны найти способ лучше предсказывать и защищаться от подобных катаклизмов», — заявил Раймунд Мушелер (Raimund Muscheler) из университета Лунда (Швеция).

Ученые нашли в Гренландии следы античного «солнечного апокалипсиса»

На Солнце периодически происходят вспышки — взрывообразные эпизоды выделения энергии в виде видимого света, тепла и рентгеновского излучения. Мощные вспышки «пробивают» магнитный щит Земли, и в результате этого они нарушают работу систем радиосвязи, спутников и угрожают здоровью космонавтов, работающих на МКС или на орбите.

К примеру, вспышка на Солнце в марте 1989 года лишила Канаду большой части ее электросетей, нанеся ущерб на 13,2 миллиона долларов США. Еще одна похожая космическая катастрофа произошла в ноябре 2003 года, когда вспышка класса X45 лишила Швецию электричества на несколько часов, повредила обсерваторию ACE и временно ослепила солнечный зонд SOHO.

Считается, что наиболее мощная вспышка произошла в 1859 году во время так называемого «события Каррингтона».

Во время этой мощнейшей вспышки выделилось приблизительно 10 йоттоджоулей (10 в 25 степени) энергии, что в 20 раз больше энергии, выделившейся во время падения метеорита, уничтожившего динозавров и морских рептилий.

По недавним прогнозам НАСА, вероятность повторения такого события сегодня составляет около 12%.

Ученые нашли в Гренландии следы античного «солнечного апокалипсиса»

По этой причине, как рассказывает Мушелер, историки, астрономы и физики сегодня активно пытаются найти следы других мега-вспышек в ископаемой и письменной истории Земли, которые помогли бы нам определить, как часто происходят подобные события, и какие последствия стоит ожидать от них.

К примеру, шведские геологи и японские физики нашли следы мощной вспышки на Солнце, произошедшей в 774 году нашей эры, изучая изотопный состав годичных колец древних японских кедров. Вдобавок, пару лет назад историки нашли упоминания еще одной вспышки, возникшей в 1204 году, в двух китайских и японских средневековых хрониках.

news.mail.ru